03.com.ua- свободная медицинская энциклопедия. Каждый зарегистрированый участник может редактировать статьи

Велосипедное колесо

Материал из 03.com.ua.
Перейти к навигации Перейти к поиску

Велосипедное колесо - часть оборудования велосипеда — сбалансированная конструкция, состоящая из втулки, спиц, обода, камеры и покрышки.

Файл:Laufrad-campa-vento.jpg
Велосипедное колесо

Современный велосипед имеет два колеса, как правило, одинакового диаметра. (Детские и специальные велосипеды могут иметь и разные колеса). В подавляющем большинстве велосипедов используются спицевые колеса на растянутых стальных спицах, число которых может быть от 12 до 42 (типично — 32 или 36). На дорогие спортивные велосипеды иногда устанавливаются колёса из 4-6 пар плоских углепластиковых спиц («Spinergy»), лопастные колёса (лопасти, в отличие от спиц, работают не только на растяжение, но и на сжатие, а также воспринимают боковую нагрузку) или дисковые колеса. Дисковые колеса, используемые прежде всего для велогонок, обладают наибольшей жёсткостью и хорошей аэродинамикой; однако их повышенная парусность создаёт проблемы при боковом ветре. Кроме того, колёса с жёсткими ободами (к которым относятся как дисковые, так и лопасные и многие спицевые с, как правило, малым числом спиц) имеют повышенный момент инерции, ухудшая динамику велосипеда.

Обод

Материал

Для изготовления колёсных ободьев велосипеда используют алюминиевые сплавы, сталь, карбон и пластик. Обода из алюминия, в сравнении с ободом из стали, прочнее, легче, менее подвержены коррозии и к тому же обеспечивают лучшее торможение в случае использования ободных тормозов. Иногда тормозные поверхности ободьев покрывают керамическим напылением. Это улучшает качество торможения в дождливую погоду и значительно увеличивает срок службы обода колеса.

Размеры

Размер обода определяется величиной монтируемых шин (см. таблицу) и указывается в дюймах или миллиметрах.

Диаметр шины, дюймы Диаметр шины по ETRTO, мм
10 152
12 203
14 288 или 298
16 305
18 340 или 349
20 390 или 406
22 440
24 507, 540 или 541
26 559, 571, 584 или 590
28 622 или 635
27 630

Спицы и ниппель

Файл:Спица велосипедного колеса.gif
Спица велосипедного колеса

Спица соединяет втулку колеса с ободом при помощи ниппеля. Спицы производят из стали, алюминия и титана. Спицы из стали хромируются, цинкуются и никелируются. Ниппель изготавливают из стали, бронзы, алюминия. Не рекомендуется комплектовать алюминиевые спицы с ниппелем из бронзы из-за большой вероятности прохождения химической реакции между ними. Что в дальнейшем может затруднить протяжку и демонтаж спицы.

Втулка и ось

Помимо спиц (лопастей, диска) и обода, непременным атрибутом колеса является втулка. Передняя втулка проста по конструкции и состоит из корпуса, оси и двух шарикоподшипников. У некоторых велосипедов шарикоподшипники разборные без сепараторов для снижения веса и трения. Задняя втулка дополнительно может содержать в себе тормозной барабан, либо планетарную систему переключения передач, либо узел навески кассеты звёздочек с механизмом свободного хода, либо просто иметь узел для крепления блока звёздочек. Втулки также могут иметь крепления для дисковых тормозов.

Покрышка, камера, флиппер

Файл:Nokia-winterreifen.jpg
Зимняя покрышка с шипами
Файл:Велосипедная камера.jpg
Велосипедная камера с заплатой

Характеристики велосипедных шин сильно различаются в зависимости от назначения велосипеда. У детских велосипедов встречаются цельнолитые (непневматические) шины. Горный велосипед может обладать широкими шинами (60 мм и даже более) с мощным протектором; для шоссейных велосипедов применяются узкие шины (18-27 мм) высокого давления (до 9-10 атм). Последние применяются в двух видах: клинчерные, состоящие, как и обычные, из покрышки и тонкой камеры; и бескамерные «трубки» (или «однотрубки»). Последние несколько легче и выдерживают большее давление, но их невозможно (или очень трудно) отремонтировать при проколе и неудобно монтировать в полевых условиях (такие трубки приклеиваются к ободу).

Защита от проколов

Файл:Kevlarreifen.jpg
Защита от проколов

Различные производители предлагают множество велосипедных шин с защитой от проколов в виде интегрированного пояса из высокоэластичного специального каучука, который защищает камеру в области протектора толстым слоем. Часто этот слой окрашен в синий цвет, но встречается и жёлтая окраска. Дополнительная защита прибавляет вес покрышки, кроме того, она затрудняет монтаж, а иногда делает его невозможным без применения специального инструмента. Шаблон:Stub

de:Laufrad (Fahrrad) en:Bicycle wheel es:Rueda de bicicleta nl:Velg pl:Koło rowerowe